«Православный дресс-код» вынесли на суд широкой публики

«Вам судить, существует ли православный дресс-код, существует ли особая православная мода», - такими словами открыл 28 апреля пасхальный творческий вечер «Пасха Красная» в ювелирном доме «Эстет» директор ювелирного дома Гагик Геворкян.



Специальный «показ православной моды», в котором представили коллекции известные российские дизайнеры, завершился дискуссией, главным участником которой был глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Оппонентов у о. Всеволода практически не было, хотя один из организаторов вечера, общественный деятель Виктор Милитарев указал на некое «антиклерикальное лобби», которое завтра будет критиковать действия «попов».

Протоиерей Всеволод Чаплин, «инициатор и застрельщик» данного мероприятия, по представлению ведущего Дмитрия Диброва, приветствовал участников вечера возгласом «Христос воскресе!» и передал пасхальное поздравление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В приветственном слове на открытии встречи о. Всеволод указал на связь праздника Пасхи с нынешним мероприятием: воскресение – это не только воскресение души, но и воскресение тела, и потому имеет значение и наше внутреннее состояние, и то, как мы выглядим. «Здоровье и праведность взаимосвязаны, болезнь и грех взаимосвязаны, покаяние и чистота сердца взаимосвязаны, внутреннее содержание и внешний облик взаимосвязаны, состояние природы и состояние нашего сердца взаимосвязаны, вот почему важно, чтобы в человеке внутренний и внешний вид были прекрасны», - отметил о. Всеволод.
В рамках праздничного показа православной моды «Традиции и стиль» представили свои коллекции дизайнеры Елена Черных, Елена Чернышева («Сударыня»), Шуйская строчевышивальная фабрика (коллекция «Пасхальная»), компания «Калинкина горка», Наталья Гайдаржи (коллекция «Цветы России»). Завершил показ православной моды Вячеслав Зайцев коллекцией «Валенки». Демонстрация одежды моделями агентства «Деловая женщина» сопровождалась выступлением музыкантов и певцов под фонограмму.
Комментируя представленные коллекции, о. Всеволод Чаплин отметил, что ему не очень понравились вещи, которые были «слишком национальными». «Внутренняя чистота, внутреннее духовное содержание» – выше национального, отметил он, и поэтому когда нам пытаются представить что-то обязательно русское – это не «самое интересное». Темнокожий человек в русской одежде понравился о. Всеволоду больше всего из всех, кто был в «русской одежде» - здесь было «измерение вселенскости, которое выше национального», отметил он. В целом же все, что было представлено здесь – «хорошо», потому что авторы пытались «рассуждать через моду», отметил священник, выразив надежду, что люди в такой одежде «все чаще будут появляться на улицах и на вечеринках». 
Что касается того, что же такое православная мода, о. Всеволод Чаплин подчеркнул, что «никогда не говорил о православном дресс-коде». «Я говорил, что было бы полезно подумать над общенациональным дресс-кодом, он не обязательно должен быть православным, он должен быть приемлем для мусульман, иудеев, буддистов и неверующих, и я сказал, что человек должен быть прежде всего прилично одет», - пояснил инициатор полемики. По его словам, «одеваться по-православному – это абсурд». Можно одеваться по-русски, по-американски, считает он, но, наверное, самое главное – «одеваться прилично».
Однако в ходе дискуссии встал вопрос и о том, что вместе с «православной одеждой» должны быть и «православные бутики», где было бы хорошо купить такую одежду недорого. О. Всеволод вспомнил и об идее «православных ночных клубов», приписываемой также ему, но, тем не менее, отметил он, предложенной не им. Однако, если под ночным клубом понимать не то место, где «стриптиз, наркотики и алкоголь» (это плохие заведения, отметил о. Всеволод), а то, где люди «могут читать книги, пить чай, говорить о серьезных вещах, а также купить приличную недорогую одежду» – то это, считает глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, «будет неплохо». «Православие – часть жизни», - подчеркнул он.
На вопрос Дмитрия Диброва о том, что благословляется для женщин в храме - юбка или брючный костюм, священник ответил, что, «будучи настоятелем храма, не задавался этим вопросом». «Знаю людей, которые приходят в храм в неприличной одежде, пытаюсь что-то мягко сказать», - сообщил он, отметив, что таковых бывает - одна женщина на 100 или один мужчина на 50.  
Говоря об «антиклерикальном лобби», представители которого так и не вышли на сцену, о. Всеволод Чаплин пояснил, что «любое лобби состоит из людей, а людей надо любить». По роду своей деятельности, общаясь с ними, о. Всеволод понимает, почему люди не ходят в церковь, и преграда воздвигнута зачастую «нами самими»: «Чванство, хамство, елейные словеса, люди могут уйти, и в этом мы виноваты». Однако, отметил он, часто люди не идут в церковь потому, что боятся изменить свою жизнь. 
Следующим вопросом запланированной дискуссии, который так же озвучил Дмитрий Дибров, был вопрос о «бриллиантах, на фоне которых проходит сегодняшняя встреча» в ювелирном доме «Эстет». Однако и здесь о. Всеволод Чаплин расставил точки над «i»: в самих драгоценностях, которые находятся и в православных храмах тоже, нет ничего плохого, а плохо, когда возникает от них зависимость. А то, что находится в храмах, принадлежит не людям, - принадлежит Богу, и в этом огромная разница «между стяжанием личного добра и стяжанием добра для Бога», подытожил представитель Русской Православной Церкви.
Вечер завершился фуршетом с куличами и крашеными пасхальными яйцами

Top